Главная » 2016 » Апрель » 5 » Концерт, посвященный творчеству И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича
06:40
Концерт, посвященный творчеству И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича
24 марта 2016 года в концертном зале ПГИИ прошло мероприятие, посвященное творчеству И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича, подготовленное доцентом, заведующей кафедрой Теории музыки ПГИИ Глушко И. Д.
В концерте принимали участие студенты разных курсов СПО и ВПО исполнительских кафедр института.
Этому событию была посвящена статья педагога кафедры Теория музыки И.В. Седых под названием «Гармоническая связь между всеми живущими… и звездами»
Классическая музыка… Трудно сегодня найти более широкое и многогранное понятие, чем это. Тем не менее, в разговоре, обычно, этим термином называют музыку прошлого, которая, как правило, выдержала оценку временем и имеет благодарную аудиторию слушателей в современности. К примеру, не так часто сегодня в музыкальном искусстве встречается имя одновременно столь почтенное и, вместе с тем, востребованное, как имя И. С Баха, ярчайшего представителя эпохи Барокко, интерес к которому со временем не только не угасает, а, напротив, с каждым днем неуклонно растет. И это не случайно, поскольку И. С. Бах, как известно, не только воплотил богатую, сложную духовную жизнь своей эпохи, но и раскрыл внутренний мир своего современника, его высокий нравственный идеал. Однако, проблемы и образы баховского искусства созвучны не только его времени, они близки и иным поколениям людей, поэтому поистине вечны. В то же время, существуют композиторы, которые, были названы классиками уже при жизни, как, например, такой композитор 20 века, как, Д. Шостакович, в сопричастности которого боли и бедам своего народа века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, как известно, и заключено основное предназначение его искусства. Наверное, поэтому Д. Шостаковича, на протяжении всего своего творчества настойчиво стремившегося придать музыке высшую осмысленность, раскрыть средствами музыкального языка глубочайшие концепции философского значения, называют «русским Бахом 20 века». Интересно, что биографии обоих художников, разделенных почти двухсотлетним временным промежутком, переплетаются, также, благодаря похожим творческим устремлениям, жанровым предпочтениям, включая пристрастие к полифоническим средствам музыкального выражения и многое другое.
Так, 24 марта 2016 года имена обоих художников вновь пересеклись благодаря замечательному концерту, проходившему в стенах Приднестровского Государственного Института Искусств, на котором свое мастерство продемонстрировали студенты института разных исполнительских кафедр. Несмотря на то, что в концерте принимали участие студенты разных курсов и ступеней обучения (СПО и ВПО), концерт получился цельным, прекрасно подготовленным и звучал на высоком профессиональном уровне. Мероприятие было организовано и подготовлено Заслуженным работником культуры ПМР, доцентом, заведующей кафедрой Теории музыки ПГИИ Глушко Ириной Дмитриевной. В приветственном слове она не только осветила интересные биографические факты, но и, что немаловажно, замечательно раскрыла значение творчества обоих выдающихся композиторов для мирового музыкального искусства.
Концерт состоял из двух насыщенных разделов, один был посвящен творчеству И. С. Баха, а другой - творчеству Д. Шостаковича.
В концертной программе принимали участие студенты средней и высшей профессиональной ступени образования, подопечные заслуженных педагогов института, как то: Русланы Михайловны Громовой, Григория Алексеевича Мосейко, а также Нины Васильевны Ботнару, Андрея Александровича Кузнецова.
Студенты вдохновенно исполняли произведения обоих авторов самых различных жанров. Так, репертуар первой части концерта включал в себя такие знаменитые произведения И. С. Баха, как: Фантазия до минор, прелюдия и фуга № 21 Си бемоль мажор из I тома ХТК, Сарабанда из I партиты си минор для скрипки, Прелюдия и фуга №22 си бемоль минор из ХТК, Органная прелюдия и фуга ми минор, Токката ми минор. В первом «баховском» разделе особенно запомнилось выступление Антона Литвина, выпускника ВПО (класс преподавателя доцента Громовой Русланы Михайловны), проникновенно исполнявшего Токкату ми минор И. С. Баха. В интерпретации этого музыканта рояль (который, в данном произведении трактуется как орган) по своему звучанию почти не уступал «королю инструментов», так как исполнитель демонстрировал не только его огромные выразительные возможности, но и богатство тембровых красок, а также грандиозные масштабы звучания. Запомнилось, также, выступление Деренжи Романа, студента выпускника СПО (класс преподавателя Андрея Александровича Кузнецова), исполнявшего Сарабанду из I партиты си минор для скрипки. Так, пьеса, впечатляющая слушателей серьезностью и сдержанной энергией тона в руках талантливого исполнителя ярко демонстрировала широкое и интенсивное развертывание свободных и динамических, так называемых, баховских мелодических волн. Глубина и мощь органных обертонов в переложении для баяна и аккордеона Органной прелюдии и фуги ми минор прозвучала в исполнении студентов ВПО кафедры Русских народных инструментов Добров Василий и Дмитрий Беженарь (класс преподавателя Чобану В.Д.).
Раздел, посвященный творчеству Д. Шостаковича открывался интересным и познавательным вступительным словом ведущей Глушко Ирины Дмитриевны. Представленный видео – ролик об уникальном слухе Дмитрия Шостаковича и первых годах его учебы в Петроградской консерватории еще ярче представил творческий облик композитора.
В концертной части, посвященной музыке Шостаковича, прозвучали Прелюдия и фуга № 22 соль минор, Прелюдия и фуга № 21 соль мажор, Адажио из балетной сюиты Ре мажор, а также знаменитый романс из к/ф «Овод».
В этом разделе концерта хочется отметить выступление Александра Негер, Соковенко Денизы, выпускников ВПО кафедры Фортепиано (класс доцента Громовой Русланы Михайловны), исполнивших Прелюдию и фугу № 22 соль минор и № 21 Соль мажор из сборника «24 прелюдии и фуги» Д. Шостаковича, написанного композитором по образцу «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Этот цикл прелюдий и фуг был написан под сильнейшим впечатлением Шостаковича от поездки в Лейпциг в 1950 году, где отмечалось 200-летие смерти великого немецкого композитора. Заметим, что хотя подобное обращение к старинным формам и средствам развития, как известно, придает пьесам в сборнике особую строгость и величавость, яркая творческая индивидуальность композитора, вдохнула в этот старинный жанр новую жизнь доказав, что он может прекрасно воплощать разнообразные темы и образы современности. Подтверждением этих слов стало, также, выступление обоих исполнителей. Тонкое, рафинированное и, в то же время, эмоционально окрашенное исполнение номеров полифонического цикла, (которые, кстати, часто и с удовольствием исполнял и сам автор), подарило слушателем много незабываемых минут.
И, конечно, никого не оставил равнодушным трогательный романс из к/ф «Овод», музыку к которому написал Дмитрий Шостакович. Студентка 3 курса СПО Евгения Смирнова (класс преподавателя Мосейко Григория Алексеевича) исполнила его на гобое. Романс послужил прекрасным завершением всей концертной программы.
Итак, что же такое классическая музыка? Без ложной скромности заметим, что наш концерт расширил безбрежные горизонты этого понятия, которое, на наш взгляд, из разряда неустанных философских измышлений о том, что такое музыка вообще. Мы же, благодарные слушатели, в свою очередь, можем все, как один, подписаться под знаменитыми словами Августа Раша, о том, что музыка — маленькое напоминание Бога, о том, что есть что - то большее в этом мире, чем мы, а именно - гармоническая связь между всеми живущими… и звездами.